Транспорт и Логистика!

Международные сокращения и терминология на транспорте

Bill of Lading, B/L (коносамент) – основной морской документ — накладная на перевозку груза (выпускается только морской линией или лицензированным NVOCC морским перевозчиком, в коносаменте есть данные получателя и отправителя, данные о грузе и номер контейнера, по которому заказчик может проследить, где находится его груз);
Shipper – отправитель (поставщик) груза по коносаменту;
Consignee — получатель груза по коносаменту;
Notify party — сторона, которую перевозчик должен уведомить о прибытии груза (по коносаменту). Им бывает сам получатель, экспедитор или другой представитель получателя в порту;
Freight (фрахт) — перевозка груза;
Loading — погрузка;
Discharging — выгрузка;
Feeder (фидер) – это морская линия местного сообщения для перевозки контейнера или негабаритного груза на небольшое расстояние или доставки контейнеров от/до порта погрузки на океанский корабль. При заключении договора на морскую перевозку на дальнее расстояние местная фидерная перевозка входит в сумму фрахта, и дополнительной оплаты не требуется.
NVOCC (Non-Vessel Operating Common Carrier) – морской перевозчик, выдающий коносамент на перевозку товаров судами, которыми он не владеет и не управляет, одновременно поддерживающий отношения с оператором. На сегодняшний день статус NVOCC законодательно определен только в двух странах: США и КНР. Суть деятельности NVOCC – это перевозка «от двери до двери». Предлагая одну цену за всю перевозку, NVOCC несет полную ответственность за транспортировку. В таком случае NVOCC выставляет интермодальный коносамент, общепризнанный как коносамент морской линии.
TEU (Twentyfoot Equivalent Unit) — единица измерения груза, равная объему одного 20-футового контейнера. Один 40-футовый контейнер = 2TEU

Основные сокращения для линейных транспортировок между различными портами (условия перевозки):

FICY – Free in/Container yard (без погрузки в порту – до контейнерного терминала);
FILO – Free in/Liner out (погрузка за счет отправителя, выгрузка за счет линии);
FIOS / FIFO – Free in/out (погрузка и выгрузка за счет отправителя);
LI-Door – Liner in / Door (погрузка в порту за счет линии – «дверь» клиента).
LIFO – Liner in/Free out (погрузка за счет линии, выгрузка за счет отправителя);
LILO – Liner in/out (погрузка и выгрузка за счет линии – полные линейные условия);
FCL - Full Container Load - полная загрузка контейнера одним отправителем в адрес одного получателя;
LCL - Less Container Loading - погрузка одним отправителем с его последующей сдачей различным получателям, сборный груз.
LI - Last In - экспедитор предоставляет следующие услуги, стоимость которых включена в ставку фрахта: снятие контейнера с транспортного средства (авто, жд), размещение на терминале (CY), погрузка на судно.
LO - Last Out - экспедитор предоставляет следующие услуги, стоимость которых включена в ставку фрахта: выгрузка с судна, размещение на терминале (CY), погрузка на транспортное средство (авто, жд).

Надбавки к ставке конкретной линии или порта:

BAF (Bunker Adjustment Factor) – бункерная надбавка - индексация изменения цен на топливо;
BFR - морской фрахт
CAF (Currency Adjustment Factor) – валютная надбавка – индексация курсовой разницы валют;
CUC (Chassis Using Charge) – сбор за пользование шасси;
Documentation Fee – сбор за оформление документов;
PSS Peak Season Surcharge - летнее-осенний период вводится набавка PSS в связи с возрастающим объемом перевозок
WNS Winter Surcharge – надбавка за ледовую проводку в замерзающих портах (например, Санкт-Петербург) – вводится, как правило, с 1 Декабря по 31 Марта и др.
Wharfage – портовая пошлина

Сборы:

ALL IN - All Inclusive - «все включено» – означает, что стоимость перевозки включает все дополнительные сборы, предусмотренные условиями перевозки;
BAS Base Rate – основная, базовая ставка;
BAF (Bunker Adjustment Factor, бункерная надбавка) – дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, величина зависит от стоимости топлива на международном рынке. Может изменяться ежемесячно или ежеквартально. Обычно котируется за TEU (например 500 USD/TEU);
CAF (Currency Adjustment Factor, валютная надбавка) – дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, величина зависит от изменения курса валют. Может изменяться ежемесячно или ежеквартально. Обычно котируется в % к базовой ставке фрахта;
CUC (Chassis Using Charge) - сбор за пользование шасси;
DDF Documentation Fee - Destination - сбор за оформление документов и ряд других в порту назначения;
DOCS (documentation) - сбор за оформление документов;
EMF Equipment Management Fee - сбор управлению оборудованием;
ERS Emergency Risk Surcharge - непредвиденные расходы на штрафы;
Heavy Lift Charge – надбавка за превышение определенного веса груза (используется при большом количестве тяжелых грузов на определенном направлении);
IHE Export Inland Rate - экспортная внутренняя ставка;
IMO Surcharge — надбавка за опасный груз;
ISPS - сбор за безопасность в порту;
GRI – плановое повышение базовой ставки с определенной даты;
ODF Documentation Fee - Origin - сбор за оформление документов и ряд других в стране происхождения;
OHC Handling Charge - Origin - расходы по выгрузке в порту происхождения;
ORC - Origin receiving charges - Официальный сбор провинции в Китае.
OTA Transport Arbitrary - Origin - случайные транспортные расходы в порту происхождения;
PAE Port Additionals / Port Dues - Export - дополнительные экспортные пошлины в порту;
PCS (Port Congestion Surcharge) – надбавка в связи с перегрузкой контейнерных площадей порта;
PSI Port Security Charge - Import - расходы на безопасность в порту при импорте;
PSS (Peak Season Surcharge) — надбавка в связи с сезонным возрастанием объема перевозок в определенное время года («высокий сезон»);
SER Carrier Security Charge - расходы на безопасность груза во время перевозки;
THC (Terminal Handling Charges, терминальная обработка груза) – первоначально – любые услуги терминала по обработке груза: погрузка/выгрузка с судна, перемещение в штабель, выставление для производства работ и т. д. В настоящее время в практике сложилось следующее понимание данного термина – услуги по обработке груза, оплату которых в соответствиями с обычаями порта производит отправитель, если это порт отправления (oTHC — origin THC), или получатель, если это порт назначения (dTHC — destination THC);
WinterSurcharge (зимняя надбавка) — взимается в портах, где существует возможность обледенения акватории порта. Действует в зимний период.

Дополнительные условия и сборы

Дополнительные условия и сборы оплачиваются местным агентам линии как правило через портовых экспедиторов.

Demurrage — демередж, или штрафные санкции, взимаемые за сверхнормативное использование контейнера с момента его выгрузки на терминал до момента возврата порожнего контейнера в порт (для импорта) или с момента получения порожнего контейнера под погрузку до момента погрузки груженого контейнера на судно (для экспорта).
Период использования контейнера иногда в зависимости от линии может быть разделен на Demurrage и Detention (демередж и детеншн). Тогда Demurrage — это штрафные санкции, взимаемые за сверхнормативное использование контейнера с момента его выгрузки на терминал до момента вывоза с терминала. Detention — штрафные санкции, взимаемые за сверхнормативное использование контейнера с момента его вывоза с терминала до момента возврата порожнего контейнера в порт.
AdministrativeFee = B/LFee = DocsFee (возможны другие обозначения) — сборы местного агента линии за оформление документов. Могут взиматься за коносамент или за контейнер.

Дополнительные сборы порта:

Дополнительные сборы порта оплачиваются порту обычно через портовых экспедиторов, могут собираться напрямую портом или местными агентами линий.

Хранение (Storage) – ставка за сверхнормативное хранение груза в порту. Считается с момента выгрузки на терминал до момента вывоза с терминала. Взимается по ставкам порта. Обычно котируется за TEU и имеет возрастающую шкалу (чем дольше груз находится в порту, тем дороже каждый следующий день хранения).
Выставление на досмотр – ставка за работы по выставлению контейнера на площадку досмотра (таможенного, санитарного и тд). Взимается по ставкам порта, по факту.
Дополнительные операции – ставки порта за любые не предусмотренные в обычной схеме обработки контейнера работы (перетарка, взвешивание, наложение пломб, маркировка и т.п.). Взимаются по ставкам порта, по факту.

Сокращения:

BL -Bill of Lading – коносамент;
CC - Customs Clearance - таможенная процедура экспортирования или импортирования товара;
CFS - Container Freight Station – консолидационный склад;
CGO – Cargo – груз;
CNEE – Consignee - получатель — лицо, которому передается груз в месте назначения;
CNTR – Container - контейнер стандартного размера;
COC (Сarrier's Оwned Container) - контейнер является собственностью перевозчика, стоимость использования контейнера включается во фрахт;
CY- Container Yard - Контейнерный терминал;
DC - Dry Container - Сухой контейнер – тип контейнера;
DIM – Dimentions – размеры;
DHC Handling Charge - Destination – расходы по выгрузке в порту назначения;
DTA Transport Arbitrary - Destination - случайные транспортные расходы в порту назначения;
ETD (Estimated Time of Departure) - ожидаемое время отправки;
ETA (Estimeted Time of Arrival) - ожидаемое время прибытия;
EX1 - Export Declaration - Экспортная декларация.
HBL - House Bill of Lading - Сквозной коносамент (для перевозки от двери до двери).
INV. - Commercial Invoice - Счет, создаваемый продавцом и используемый для указания ценности товара для различных целей.
LT - Local Time - Местное время.
Manifest - Документ с описанием всех грузов судна.
MBL - Master Bill of Lading - Морской коносамент.
MV - Mother Vessel - Крупнотоннажное линейное судно, обслуживающее порты с большим грузооборотом.
NVOCC - Перевозчик, владеющий определенным объемом грузовых помещений на судне, которым он не владеет и не управляет, обладающий правом издания бортовых коносаментов.
OBL - Ocean Bill of Lading - Океанский коносамент.
PACK - Packing List - Упаковочный лист.
POL (Port of Loading) - порт погрузки;
POD (Port of Delivery) - порт назначения;
SEA (seafreight), O/F(oceanfreight) - морской фрахт;
SOC (Shipper's Owned Container) - контейнер является собственностью клиента;
T/T - Transit Time - Транзитное время транспортировки.
TEU - Twentyfeets Equivslent Unit - Эквивалент двадцатифутового контейнера.
THC (Terminal Handling Charges) - терминальная обработка груза: погрузка/выгрузка с судна, перемещение в штабель, выставление для производства работ и т. д.